|
Из насосов с постоянным рабочим объемом широкое, если не
исключительное применение, находят винтовые насосы. Это
определяется многими факторами, к которым относятся:
невысокие требования к чистоте рабочей жидкости, высокая
равномерность подачи, практически без пульсаций;
бесшумность работы, нечувствительность к динамическим
нагрузкам; высокая надежность и продолжительный срок
службы; хороший механический и объемный КПД, малые
радиальные габариты и высокая производительность.
Винтовой насос, который может считаться вариантом
шестеренного насоса с винтовыми зубьями, состоит из
корпуса и из двух или трех винтов, расположенных внутри
корпуса.
В гидроагрегатах лифтов преимущественно применяются
винтовые насосы с тремя винтами, расположенными с
минимальными зазорами между их наружными поверхностями и
корпусом.
Центральный винт, имеющий жесткую кинематическую связь с
валом двигателя, при своем вращении захватывает ведомые
винты, играющие роль подвижного уплотнения.
Винты изготавливаются из стали; подвергаются
поверхностной закалке с последующим шлифованием для
повышения износостойкости.
Винты установлены в корпусе только на радиальных
подшипниках, так как возникающие при работе насоса
осевые усилия уравновешиваются гидравлическим способом
за счет контрдавления рабочей жидкости. В связи с этим
отпадает необходимость в опорных подшипниках. В
значительно более редких случаях осевые усилия
уравновешиваются за счет применения винтов с левой и
правой нарезкой.
Для увеличения КПД и снижения уровня шума боковым винтам
придается внешний диаметр, равный диаметру стержня
центрального винта. С той же целью, профиль боковых
сторон боковых винтов имеет форму удлиненного
эпициклоида, а профиль боковых поверхностей центрального
винта - форму укороченного эпициклоида. Благодаря этому
при вращении винтов между их рабочими поверхностями
обеспечиваются минимальные зазоры и при обильной смазке
рабочей жидкостью гарантируется жидкостное трение. Все
это обеспечивает высокое значение механического КПД и
минимальный износ взаимодействующих деталей насоса.
При вращении винтов, в точках соприкосновения боковых
поверхностей, образуются контактные линии или линии
уплотнения, которые вместе с внутренней поверхностью
цилиндрических расточек корпуса разграничивают рабочие
камеры насоса, которые без вращения поступательно
перемещаются вдоль оси насоса, вытесняя рабочую жидкость
из зоны всасывания в напорную линию гидросистемы. Таким
образом обеспечивается равномерная подача рабочей
жидкости.
|
|