|
Методика расчета направляющих на прочность и жесткость в
рабочем и аварийном режиме торможения средствами
безопасности
При обоснованиии выбора направляющих следует учитывать,
что они должны выдерживать действие поперечных сил
давления направляющих башмаков кабины в нормальных
рабочих режимах и продольных сил в аварийных ситуациях
срабатывания тормозных устройств безопасности с
гарантией обеспечения расчетных запасов прочности и
допустимой величины прогиба.
Как было показано выше, поперечные нагрузки направляющих
в нормальных рабочих режимах "Э" определяются
эксцентричностью положения груза и центра массы кабины,
а также воздействием средств напольного транспорта на
порог кабины при ее загрузке и разгрузке.
В аварийных ситуациях режима "АЛ " на направляющие
действуют продольные тормозные усилия от ловителей или
других блокировочных устройств безопасности.
При строгом подходе к расчету направляющую можно
рассматривать как неразрезную многопролетную балку,
закрепленную на многочисленных упругих опорах,
нагруженную внешними силами, изменяющимися во времени с
различной интенсивностью, в одном или двух смежных
пролетах.
Невозможность установить с достаточной точностью
величину нагрузок, действующих на направляющие при
нормальной работе лифта и тем более, при срабатывании
тормозных или блокировочных устройств, а также
неопределенность действующих связей, приводит к
необходимости применять упрощенные гипотезы и расчетные
методы.
Отсюда вытекает потребность, отмечаемая всеми
законодателями, в определении норм или схем расчетов,
которым должны следовать изготовители лифтов.
Если некоторые нормы дают нам диаграммы и таблицы,
позволяющие определять размеры направляющих в
зависимости от веса кабины, ее грузоподъемности и от
расстояния между креплениями, то другие устанавливают
более или менее сложные эвристические методы расчета.
Так, по принятым в Италии нормам, каждая направляющая,
рассматриваемая как однопролетная статически определимая
балка, должна выдерживать с коэффициентом запаса
прочности не выше 4 и стрелой прогиба не более 7 мм,
поперечные нагрузки не менее 800 Н в плоскости
направляющих и 400 Н в перпендикулярном направлении.
Кроме того, при напряжениях, не превышающих предела
упругости, направляющие должны выдерживать воздействие
тормозного усилия ловителя. Применение методов
строительной механики к расчету многопролетной
неразрезной балки позволяют получить максимально
приближенную к реальности картину изменения эпюры
изгибающего момента в пролете, загруженном поперечной
силой, которая свидетельствует о возможности расчета
направляющей как статически определимой двухопорной
балки с расчетным пролетом меньшим расстояния между её
опорами.
Приведенная в европейском стандарте EN81.1/2 методика
расчета исходит из допущения о возможности замены много
пролетной расчетной схемы направляющей эквивалентной
схемой двухопорной статически определимой балки, пролет
которой составляет 3/4 фактической величины пролета.
Уменьшение расчетного пролета позволяет в определенной
степени учесть влияние жесткости рядом расположенных
пролетов.
В нормальном рабочем режиме, а также в тех случаях,
когда кабина не оборудована ловителями, направляющие
следует рассчитывать только с учетом изгибающих
напряжений, вызванных действием поперечных сил.
В режиме срабатывания тормозных устройств безопасности
расчет направляющих должен производиться с учетом
изгибающих напряжений от действия поперечных сил и
напряжений продольного изгиба.
|
|